Территория исламского права в пореформенных общегражданских судах Российской империи
Аннотация
Статья посвящена анализу места исламского права в пореформенной системе общегражданских судов Российской империи. Исследование основывается на материалах судебной практики, прошениях, сенатских определениях, ведомственной переписке и рассматривает, каким образом нормы шариата – прежде всего, в области наследования и брачно-имущественных отношений – применялись в судах, изначально не предназначенных для религиозного судопроизводства. Автор показывает, что шариат в ряде важных его элементов не был вытеснен, но, напротив, институционализировался в судебной системе как легитимная правовая основа для мусульманских подданных. Модернизация и централизация судебной системы, унификация ее процессуальных правил, становление кассации парадоксальным образом сочетались с укреплением территорий партикулярного права, в том числе мусульманского. В отличие от устоявшегося в историографии взгляда на правовой плюрализм как на периферийное явление или инструмент административного приспособления, статья предлагает рассматривать его в качестве устойчивой и институционально закрепленной черты правопорядка позднеимперского государства. С методологической точки зрения работа опирается на достижения антропологии права и такого направления, как «право и общество», сочетая эти подходы с эмпирическим историческим анализом. Исламское право изучается не как замкнутая религиозная система, а как совокупность интерпретируемых норм, функционирующих в конкретных судебных и административных контекстах. Автор утверждает, что юридический плюрализм являлся не временной уступкой, а устойчивым элементом правопорядка позднеимперской России.
Скачивания
Литература
Верещагин А. Н. Кассационный Сенат (1866–1917). Очерки устройства и деятельности верховного суда Российской Империи. М.: Издательская группа «ЗАКОН», 2022. 616 с.
Верняев И. И. Правосудие Российской империи в Бессарабии конца XIX – начала XX в.: адаптация к разнообразию // Русин. 2023. № 74. С. 109–132.
Верняев И. И. Адаптация мировой юстиции Российской империи на Южном Кавказе // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. № 4. С. 1240–1256.
Кодан С. В., Февралев С. А. Местное право национальных регионов в Российской империи (вторая половина XVII – начало XX в.). М.: Юрлитинформ, 2014. 281 с.
Мухаметзарипов И. А. Функционирование шариата в округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в конце XVIII – начале XX вв. Казань: Яз, 2012. 292 с.
Нургалеев Р. М. Наследственное право в исламе. Набережные Челны: Ислам Нуры, 2016. 132 с.
Усманова Д. М. Мусульманские метрические книги в Российской империи: между законом, государством и общиной (вторая половина XIX – первая четверть XX вв.) // Ab Imperio. 2015. № 2. С. 106–153.
Усманова Д. М. Мусульманское право в Российской империи на рубеже XIX–XX вв.: изучение, применение, искоренение? // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2014. № 4 (27). С. 170–182.
Crews R. D. For Prophet and Tsar: Islam and Empire in Russia and Central Asia. Cambridge: Harvard University Press, 2006. 463 p.
Kirmse S. B. The lawful empire. Legal change and cultural diversity in late Tsarist Russia. New York: Cambridge University Press, 2019. 341 p.
Zuleika A., Desinthya N. P. Islamic Inheritance Law (Faraid) and its economic implication // Tazkia Islamic Finance and Business Review. 2013. Vol. 8. No. 1. P. 97–118.