«Любить Родину – это не березки целовать!» За что Сергей Довлатов и Александр Гельман не любили славословий в адрес «русского дерева» в позднем СССР
Аннотация
Статья посвящена противоречивому отношению части российских граждан к воспеванию «русской березки» в массовой культуре последних десятилетий существования советского государства. Авторы задаются следующими вопросами: чем питалось критическое отношение таких писателей, как Сергей Довлатов и Александр Гельман, к умилению сограждан при виде белоствольного дерева? Насколько широко были распространены оба феномена – любовь к березкам среди населения РСФСР и критическое восприятие этой любви отдельными современниками? Чем можно их объяснить и как описать? Анализируя преимущественно советские художественные тексты и эго-документы, авторы стремятся очертить масштабы и интенсивность, с которыми в позднесоветской российской массовой культуре демонстрировалось преклонение перед «русским деревом». В статье предлагается теоретический инструментарий, который предоставляет адекватный язык для описания любви к «русской березке» и тревоги по поводу ее популярности; сформулирована общая гипотеза о времени и мотивах окончательного превращения березы в «русское дерево». Авторы приходят к выводу, что тенденция к переносу перспективы в сознании советских граждан с будущего на прошлое, с революции на традицию, с интернационализма на национализм, с личности на природу образует контекстуальную содержательную рамку, позволяющую понять природу триумфа березы в качестве «русского дерева» и символа Родины в 1960–1980-е гг. Победа в Великой Отечественной войне, усталость населения от тяжелых испытаний первой половины ХХ в., консервативный поворот в государственной политике, массовый рост национализма в политической и культурной элите и широких слоях населения обеспечили березе прочную русскую «прописку» и обусловили, с другой стороны, формирование критически-ироничного дискурса вокруг этого процесса.
Скачивания
Литература
Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008. 351 с.
Белошапка Н. В. Государство и культура в СССР: от Хрущева до Горбачева. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2012. 320 с.
Блюм А. В. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953–1991. СПб.: Академический проект, 2005. 296 с.
Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 168 с.
Болтунова Е. М., Егорова Г. С. Территория и история: позднесоветские проекты «Города-герои» и «Золотое кольцо». М.: Кучково поле, 2022. 400 с.
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 2-е, испр. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 368 с.
Гершзон М. Оттепель. Министерство культуры СССР в 1953–1963 гг. М.: Модест Колеров, 2024. 224 с.
Голубев А. Вещная жизнь: материальность позднего социализма. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 328 с.
Иванова А. Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 304 с.
Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970–1985 гг. М.: АИРО-XX, 1997. 316 с.
Лелеко В. В. Образ березы в советской массовой песне 1960–1980-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. №. 101. С. 335–339.
Митрохин Н. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953 – 1985 годы. М: Новое литературное обозрение 2003. 624 с.
Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея: Пермский звериный стиль. Пермь: Пермское книжное издательство, 1988. 187 с.
Советская культурная дипломатия в годы Холодной войны: 1945–1989: Коллективная монография / научн. ред. О. С. Нагорная. М.: РОССПЭН, 2018. 446 с.
Соловей Т., Соловей В. Несостоявшаяся революция: Исторические смыслы русского национализма. М.: Феория, 2009. 434 с.
Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953–1970 гг. М.: АИРО-XX, 1999. 311 с.
Brudny Y. Reinventing Russia. Russian Nationalism and the Soviet State, 1953–1991. Cambridge, Mass., 1998. 364 p.